Каюкова Елена Геннадьевна

2 место в конкурсе

«Учитель года Эвенкийского муниципального района (2010)»

(эссе и опыт работы)


 

Каюкова Елена Геннадьевна

Учитель музыки, изобразительного искусства и МХК высшей квалификационной категории.
 
В 1983 году окончила Магнитогорское педагогическое училище, в 1990 году – Петропавловский педагогический институт, в 2006 году – Красноярский государственный педагогический университет

В МОУ «Туринская средняя общеобразовательная школа» работает с 2002 года.

Награждена Почётной грамотой Главы администрации п.г.т. Тура, имеет Почётные грамоты и благодарности оргкомитета Фестиваля детского творчества, международной благотворительной организации по защите животных «Звезды в защиту животных»

Готова поделиться опытом применения проблемного обучения как средства развития творческого мышления. Ею разработана программа по введению национально-регионального компонента в уроки музыки

Любит читать.

Девиз, под которым выступает на конкурсе: «Прекрасное – это выражение добра. Добро – это законченное выражение Прекрасного» (Рабиндранат Тагор).

Считает: Победитель конкурса «Учитель года Эвенкийского муниципального района» – яркая, творческая личность, повышающая престиж профессии.

 


Эссе «Моя педагогическая концепция»


«Учить детей любить прекрасное искусство,
Стремясь в сердцах у них посеять благодать…»

Учитель музыки И. Дмитриева.

Цель деятельности любого учителя – развитие личности ученика, и каждый это делает на материале своего урока. Мой урок – урок музыки, а ценность искусства неоспорима. «Без искусства и развиваемого им эстетического чувства, связанного с культурой воображения, не будет ни ракеты, ни человека, способного на ней полететь…» (Э. В. Ильенков).

 

Каюкова Елена Геннадьевна

 

Отвечая на вопрос: «Зачем нужен урок музыки в наш стремительный век компьютерных технологий?», уже недостаточно опираться только на эстетическое развитие и художественный вкус. Многим современным родителям эти качества человека не кажутся необходимыми и важными. Они уверены, что наш век имеет другие приоритеты. И моя задача – доказать, что помимо эстетического развития (что несомненно очень важно) у детей формируются и личностные качества, такие как коммуникабельность, конструктивность, креативность. А эти качества необходимы в современном обществе для успешной профессиональной деятельности. «Учить музыке не только для того, чтобы воспитать музыканта, а для того, чтобы ученик мог стать лучшим в любой профессии» (Д. К Кирнарская).

Сегодня задача школьного образования центрируется вокруг ЧЕЛОВЕКА, раскрытии его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности. И необходимо доказывать, что для решения этой задачи недостаточно простого общения с машиной, компьютером, которое обеспечивает выработку профессиональных навыков, но, к сожалению, неспособно воспитать душу. Для современного общества необходим «человек думающий и чувствующий, а это значит эстетически воспитанный» (Фридрих Шиллер).

О положительном влиянии музыки на развитие интеллекта было известно с древнейших времен. Те государства и народы, которые отводили музыкальному искусству приоритетную роль в воспитании, достигли в своем развитии высоких вершин и вошли в историю как высокоразвитые цивилизации. В Древней Греции еще великий Аристотель говорил о значении музыки не только в педагогике, но и в лечении души человека. В древнем Китае философ Конфуций средством воспитания считал три вещи: песню, музыку и обряд, где последний «способствует лучшему государственному устройству, так как несет в себе четкую структурную организацию и добромыслие».
Об удивительных свойствах музыки говорили многие прогрессивные педагоги: Д. Кабалевский, М. Басов, Н. Ветлугина, А Кенеман. Они считали, что необходимо всех детей учить музыке, независимо от их природных музыкальных способностей.

Музыка или занятия, связанные с музыкой, оказывают положительное влияние на весь психический облик человека, поскольку часто именно с помощью музыки человек находит решение ранее трудной для него проблемы, именно с помощью музыки актуализируются творческие начала в личности.

Она же является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Беседа о прослушанной музыке учит делать первые обобщения и сравнения. А поскольку музыка отражает жизненные явления, она имеет и познавательное значение.

Нельзя не отметить и значение музыки в воспитании духовного и нравственного облика детей, пробуждению чувства патриотизма и воспитанию интернациональных чувств. Коллективное исполнение песен, музыкально-ритмических упражнений в процессе урока, когда дети охвачены общим настроением, укрепляют чувство дружелюбия, общности, сопереживания. Развитие эмоциональности и чувственности в процессе общения с музыкой помогут увидеть прекрасное в капле росы и сострадать обиженным, любить ближнего и уважать старших, дарить тепло родителям и еще многому, многому может научить общение с музыкой. Тому, что составляет духовно – нравственную основу личности.

Урок музыки – прежде всего возможность увидеть мир «глазами ХУДОЖНИКА». Мир, где все живо и родственно ему самому, где всякая форма – это носительница души, которая рассказывает «нечто» невыразимое обычными словами. И если приобщать к этому миру как можно раньше, возможно некоторые изберут путь творца, а другие - станут людьми, которые «изнутри» понимают, ради чего и как творится искусство и будут просто культурными читателями, достойными зрителями и благодарными слушателями.

Занимаясь искусством, ребенок познает, преобразует и оценивает себя, осмысливает мир и себя в мире. И это делает его социально более адаптивным. Диалектика жизни такова, что все меняется, находится в процессе непрерывного развития, и задача учителя – успеть за бегом времени и не остаться на его задворках. Сегодня много говорят об инновационных образовательных технологиях. У меня есть своя «любимая» педагогическая технология – технология проблемного обучения, элементы которой я люблю использовать на уроках музыки.

 

Туринская средняя школа

Проблемный вопрос содержит в себе еще не раскрытую проблему, новое знание, для добывания которого необходимо интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс. Ученик находит ответ, соотнося имеющиеся знания с новой информацией путем сравнения, сопоставления, обобщения, вычленения. А это значит, он учится добывать новые знания, развивает творческое мышление и интеллект. Тогда возможно подготовить яркую, неповторимую, всесторонне образованную личность, способную реализовать себя в сложном мире людей и событий.

Очень надеюсь, что мои уроки помогут раскрыть и музыкальность души: восприимчивой и эмоциональной, чуткой и открытой, искренней и тонкой, способной видеть и ценить прекрасное. «Потребность красоты и творчества, воплощающего его – неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете» – Ф.М. Достоевский.

Свою работу я хотела бы закончить словами В. О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и тех, кому преподаешь». Я люблю свой предмет, для меня – это «своеобразная форма любви». (Мэрилин Монро.) Я люблю учеников, и мне доставляет радость видеть их сияющие и любознательные глаза. И я радуюсь вместе с ними их маленьким победам и успехам!

февраль 2010


 

Опыт работы учителя музыки,

изобразительного искусства и МХК

МОУ «Туринская средняя общеобразовательная школа»

Каюковой Елены Геннадьевны 

 

«Постигнуть неизведанное, поделиться достигнутым»

Мой стаж педагогической деятельности – 23 года.
Освоение специальности «учитель музыки и пения, музыкальный работник детского сада» начала в 1979 году с поступления в Магнитогорское педагогическое училище. В течение 4-х лет осваивала специальность. По окончанию училища в 1983 г. первый опыт работы приобрела в Миасской средней школе, куда попала по распределению.

В 1996 г. решила, что работа мне нравится и необходимо повысить свой профессиональный уровень, продолжив учебу в Петропавловском педагогическом институте на факультете «Музыка и педагогика» по специальности «учитель музыки и пения, методист по работе с детьми». В 1990 г. по распределению была направлена в Петропавловскую среднюю школу №24, где трудилась учителем музыки в течение семи лет.

С 1997 года по сегодняшний день тружусь в районах Крайнего Севера, а конкретнее, в Эвенкийском муниципальном районе, в Туре. Первые 5 лет – в ДШИ (концертмейстер, преподаватель фортепиано) и с 2002 года – в Туринской средней общеобразовательной школе. С 2006 года имею высшую квалификационную категорию.

В том же 2006 году закончила заочное обучение в Красноярском педагогическом университете по специальности «логопед–дефектолог». Работаю в муниципальной медико-психолого-педагогической комиссии.

Мой девиз по жизни: «Люби жизнь, тебе с ней жить!».
 Мой девиз в работе я обозначила словами В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и тех, кому преподаешь!»

Сегодня задача школьного образования центрируется вокруг ЧЕЛОВЕКА, раскрытии его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности. Для современного общества необходим «человек думающий и чувствующий, а это значит эстетически воспитанный» (Фридрих Шиллер).

Сегодня много говорят об инновационных образовательных технологиях. У меня есть своя «любимая» педагогическая технология – технология проблемного обучения, элементы которой я люблю использовать на уроках музыки. Проблемный вопрос содержит в себе еще не раскрытую проблему, новое знание, для добывания которого необходимо интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс. Ученик находит ответ, соотнося имеющиеся знания с новой информацией путем сравнения, сопоставления, обобщения, вычленения. А это значит, он учится добывать новые знания, развивает творческое мышление и интеллект. И одним из путей формирования личности яркой, неповторимой, всесторонне образованной, способной реализовать себя в сложном мире людей и событий является применение в процессе уроков проблемного обучения как средства развития творческого мышления.

Что наиболее ценно из того, что я делаю? Вероятнее всего каждый человек задает себе этот вопрос. Мне же хотелось бы отметить мою авторскую программу по введению национально-регионального компонента в уроки музыки в старшей школе. Что это дает? Прежде всего, знакомство с эвенкийским народным и композиторским творчеством, его лучшими образцами. Воспитывает любовь и бережное отношение к культурному достоянию своего народа. Желание сохранить народные традиции.

 

Туринская средняя школа

«Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение» (Аристотель). Начиная урок с ритмических и музыкально-двигательных упражнений, я тем самым создаю положительный эмоциональный фон всего урока, следовательно, говоря словами Василия Великого, основоположника учения христианской церкви «…то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внемлющим».

Урок музыки – прежде всего возможность увидеть мир «глазами ХУДОЖНИКА». Мир, где все живо, который рассказывает «нечто» невыразимое обычными словами. И если приобщать к этому миру как можно раньше, возможно некоторые изберут путь творца, а другие - станут людьми, которые «изнутри» понимают, ради чего и как творится искусство и будут просто благодарными слушателями. «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы понять музыку, надо, прежде всего, ее слушать» (Д. Шостакович). Я учу детей не только слушать, но и понимать этот неповторимый мир звуков, который рассказывает нам о мире, используя свои средства выразительности и касаясь ими самых сокровенных уголков нашей души.

Душой же любой музыки является мелодия. Эти два понятия неразрывно связаны между собой, как заметил Рихард Вагнер. Без песни не обходится ни один урок музыки. Начиная с музыкального приветствия и заканчивая исполнением песни, ведется непрерывная работа над чистотой интонирования, дикцией, дыханием, фразировкой и многими другими вокальными навыками, которые дают возможность концертного исполнения.

А оно присутствует в нашей школе не только в исполнении солистов, но и хоровом. В течение пяти лет я являлась руководителем хоровой студии «Радуга». Наш хор - украшение школьных праздников. На сцене районного Дома культуры мы тоже частые гости. Фестиваль детского творчества – и зрителей обязательно порадует своим выступлением хор ТСОШ. Наше участие отмечено грамотами и благодарственными письмами.

 

Хор Туринской средней школы

Творческая личность – это не только способность видеть и слышать, но уметь передать красоту окружающего мира, уметь создать эту красоту своими руками. Являясь учителем изобразительного искусства, я использую на уроках все возможности изобразительного творчества: работа красками, мелками, бумажная пластика, соленое тесто, аппликация, работа с нитками, проектная деятельность – оформление парковой зоны в Туре. Моя работа по изобразительной деятельности принесла нам большую радость: ученица 7 «А» класса Осташкова Валерия заняла 3-е призовое место в Международном конкурсе рисунков «Звезды в защиту животных».

Занимаясь искусством, ребенок познает, преобразует и оценивает себя, осмысливает мир и себя в мире. И это делает его социально более адаптивным. Большую помощь по адаптации детей к окружающей действительности, избавлению от комплексов и даже речевых дефектов оказывает театральная деятельность. Способность перевоплощения, возможность примерять на себя другие характеры развивает общительность, коммуникабельность, умение выстраивать отношения. Кукольный театр «Петрушка» собрал увлеченных ребят. Наши спектакли по мотивам русских и авторских сказок были вынесены на суд не только нашего школьного зрителя. Выступления театра собирали зрителей в школе-интернате, в начальной школе, в районной детской библиотеке и детских садах поселка.       

И закончить свое выступление я бы хотела словами композитора Д. Шостаковича: «Любите и изучайте великое искусство. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря искусству, вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

 

Скачать Опыт работы Каюковой ЕГ.doc (421 Кб), архив RAR (368 Кб)

 

на страницу Итоги конкурса «Учитель Эвенкийского муниципального района (2010)»

на страницу Год учителя



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru