Мельниченко Дина Петровна

2 место в конкурсе

«Учитель года Эвенкийского муниципального района (2010)»

(эссе и опыт работы)


 

Мельниченко Дина Петровна

Учитель музыки первой квалификационной категории.

В 1983 году окончила музыкальное отделение Гомельского педагогического училища по специальности «музыкальный руководитель детского сада, учитель музыки в школе».

В МОУ «Байкитская средняя общеобразовательная школа» работает с 1995 года.

Готова поделиться опытом организации и проведения массовых мероприятий гражданско-патриотической направленности.

Увлекается чтением детективов.

Девиз, под которым выступает на конкурсе: «С песней по жизни!»
 
Считает: Победитель конкурса «Учитель года Эвенкийского муниципального района» – это звучит гордо!

 


Эссе «Моя педагогическая концепция»

 «Большая ошибка мечтать о себе больше, чем
 следует, и ценить себя ниже, чем стоишь»
И. Гете

Если бы когда-то мне сказали, что я буду учителем, я бы не поверила.
Как и у всех детей моего поколения, у меня была мечта – я очень хотела научиться играть на фортепиано и работать в детском саду. И вот уже позади музыкальная школа, Гомельское педагогическое училище, первый выпускной в детском саду, и я понимаю, что мечта моя сбылась. Казалось бы, чего еще?

В одной азербайджанской пословице говорится: «Можно покинуть дом, но не Родину», так случилось и со мной. Судьбе было угодно, чтобы я оказалась за тысячи километров от своего родного города в этом удивительном месте – Эвенкии, познакомилась с интереснейшими людьми и попробовала себя в роли Учителя.

Как же было страшно первый раз входить в класс, не зная, как встретят меня ребята, ведь мой предмет – музыка – не такой уж и важный, как казалось многим. Но свой первый экзамен я выдержала достойно, и понесла меня школьная река по течению.

Каждый урок я ненавязчиво доказываю ребятам, что «урок пения – это не урок мучения». Мои уроки необходимы ученикам для «отдыха» между такими учебными предметами, где нужно заучивать сложные формулы и теоремы, правила и даты. На моих уроках каждый ученик может реализовать себя как творческая личность, он поет, даже если у него нет выдающихся вокальных данных, он может сыграть роль любого персонажа, он не боится отстаивать свою точку зрения на то, какую музыку нужно слушать и почему.

Сегодня в стране другой социальный строй, другие ценности, изменились и дети, точнее их вкусы, мнения, взгляды. Кого сейчас заинтересуешь оперой или балетом, всем подавай «попсу», «реп», «хип-хоп» и т. п. А сколько пошлости звучит на эстраде, сколько бездарных, «безголосых» молодых людей идут в шоу-бизнес ради славы и денег. Кто же учил их музыке, литературе, искусству?.. Надеюсь, моим ученикам этих вопросов задавать не будут. И номинация «Патриотическое воспитание» в конкурсе «Учитель года» выбрана мною не случайно.

Я родилась в Советской стране, где патриотизм впитывался с молоком матери, где дети не понаслышке знали, что такое – война, где при звуках гимна Советского Союза стыла кровь, и наворачивались слезы.

Николай Михайлович Карамзин говорил: «Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть». Он был прав. Стране не нужны фанатики, ей действительно необходимы люди «с ясным рассудком», грамотные, всесторонне развитые, здоровые и целеустремленные, словом, как принято сейчас говорить, «успешные». И я стараюсь воспитывать таких людей, прививая им любовь к своему предмету. Подтверждением этому служат фестивали гражданской и военно-патриотической песни, которые проходят в нашей школе на протяжении 5 лет; с моей помощью ребята принимают участие в ежегодном Смотре песни и строя, посвященном Дню Защитника Отечества, выступают на митингах 9 мая и Фестивалях детского творчества.

Озорные, задумчивые, серьезные и внимательные – такие глаза ребят видит учитель на своих уроках. А, как известно, глаза – зеркало души. Детские души, как губки, они впитывают все, что им дают. Вопрос только в том, ЧТО даст им учитель, сможет ли достучаться до самого глубокого, зазвенят ли их душевные струны? Вот на него и надо искать ответ при каждой встрече с ребятами.

И пусть не все мои ученики владеют музыкальными инструментами, не знают в совершенстве нотной грамоты, но я уверена, что они вырастают добрыми, культурными и отзывчивыми людьми, патриотами своей страны, и помогает им в этом МУЗЫКА!

февраль 2010


 

Опыт работы учителя музыки,

МОУ «Байкитская средняя общеобразовательная школа»

Мельниченко Дины Петровны

 

«... Вряд ли кто-нибудь может спросить, нужна ли в жизни музыка,
до такой степени музыка есть искусство популярное,
до такой степени музыка слилась с жизнью.
По существу говоря, она несравненно глубже проникает
во все поры жизни, чем нам кажется...»

Д.Б.Кабалевский

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.

Отсюда задача учителя музыки – обращаясь к чувствам и разуму учащихся, подготовить их к восприятию, а значит, и пониманию музыкальных произведений разных жанров, разной степени сложности, различных по настроению, а кроме того, развивать их творческие способности.

Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей школьников. И тут очень важно знание методики музыкального воспитания, истории ее становления и развития, поскольку это знание позволяет лучше увидеть достоинства и недостатки в данной области на современном этапе.

Развитие интереса к музыкальному искусству, усиление его воспитательного воздействия требуют от учителя музыки хорошего знания своего предмета и постоянного внимания к личности ученика. Необходимо помнить, что ученик – это слушатель, исполнитель, хотя и менее опытный и знающий, чем учитель, но проявляющий свое отношение к музыке. Недостаточно научить его каким-то умениям, дать знания о музыке, важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность. Методика музыкального воспитания, которая совершенствует разнообразные методы, приемы и формы работы, способствующие развитию музыкальных творческих способностей у учащихся, прежде всего, помогает учителю создать условия для творческой деятельности школьников.

В настоящее время остро стоит вопрос о необходимости единой программы музыкального образования для общеобразовательных учреждений. Опыт показывает, что любая обязательная программа фактически предстает на практике в различных вариантах, поскольку нет одинаковых школ, детей и учителей. И отступления, случайные или вынужденные, продиктованы ясным пониманием их целесообразности.

Дмитрий Кабалевский, чью методику берут за основу такие создатели программ по музыке, как В.О. Усачева, Л.В. Школяр, Э.Б. Абдуллин, Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, в свое время сказал: «Штамп в педагогике плох всегда; когда же речь идет об искусстве, он особенно плох и опасен». Жизнь отвергает обязательность «стандартной» программы по музыке. Творческая свобода учителя не может быть строго регламентирована – иначе это не свобода и не творчество. Но вся система занятий должна иметь стержень, определяемый их конечной целью и ее постепенной, последовательной реализацией от урока к уроку, от класса к классу.

Иначе говоря, конкретный материал, применяемые методы и приемы работы могут быть бесконечно разнообразны, но все они должны вести к единой цели – воспитать музыкальную культуру учащихся.

Герой Конана Дойла, знаменитый Шерлок Холмс, сравнивал человеческий мозг с пустым чердаком, куда можно положить все нужное и ненужное. «Дурак так и делает, – говорил он, – тащит туда все подряд. В конце концов наступает момент, когда туда уже нельзя запихнуть самую необходимую вещь, или она запрятана так далеко, что до нее просто не добраться». Не правда ли, верно подмечено? На своем опыте я за многие годы убедилась, что нет необходимости учить детей музыкальной грамоте: во-первых, этому прекрасно учат в музыкальных школах, а во-вторых, за 45 минут в неделю это просто невозможно сделать качественно. А вот воспитывать их музыкально грамотными людьми, есть моя первоначальная задача. И при составлении своей рабочей программы я руководствуюсь именно этим принципом.

На уроке

Музыка является одним из видов искусства. Вместе с литературой и изобразительным искусством они составляют эстетический цикл. Каждый из этих предметов раскрывает внутренний мир человека. Поэтому интеграция обучения является неотъемлемой частью моей работы. Музыка как школьный предмет прочно связана и с историей. Ведь для понимания многих музыкальных произведений необходимы знания истории нашего государства, а также тех социальных проблем, которые так или иначе нашли свое отражение в творчестве композитора.

К сожалению, в школе не изучают психологию. Но любая школьная наука в первую очередь связана именно с психологией, и мой предмет – не исключение. Без знания закономерности психики ребенка, ее проявлений и развития, без понимания, что такое “музыкальные способности” и “человеческая деятельность” изучение развития музыкального восприятия невозможно. А изучение певческого развития школьников требует знания особенностей строения детского голосового аппарата, а это уже – область физиологии. Итак, я подошла к проблеме, которая очень остро стоит сейчас перед всеми педагогами,- здоровье наших детей. Наша школа уже не первый год работает по направлению “Здоровьесбережение”, и я на своих уроках уделяю здоровью ребят немало времени. Здесь и дыхательные упражнения (не многие из нас задумываются над тем, что во время пения в легкие попадает кислорода в 3-4 раза больше, чем при обычном разговоре), и упражнения для позвоночника, и для зрения, и, конечно, слушание различных музыкальных произведений.

Б.В. Асафьев, известный композитор, ученый, в одном из своих трудов писал: «...Слушая музыку, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим!».

Специалисты утверждают, что в большинстве классических произведений содержится огромный заряд положительной энергии, которая благотворно влияет на сердечно-сосудистую, нервную и даже пищеварительную системы. В зависимости от тематики, классическая музыка может расслаблять и успокаивать, а также стимулировать мыслительную и физическую активность. Так, например, «Гольдбергские вариации» Баха были написаны специально как средство от бессонницы, а исследования, проведенные в наше время, показали, что музыка Моцарта оказывает положительное воздействие на психику человека. Сегодня список музыкальных произведений, имеющих подтвержденные врачами целебные свойства, насчитывает сотни наименований:

«Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, «Метель» Свиридова помогают при лечении алкоголизма и курения, соната №7 Бетховена вылечивает гастрит. Все произведения Моцарта развивают умственные способности у детей. Многие произведения Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева снимают неврозы и раздражительность. Профилактику утомляемости проводят с помощью «Утра» Грига, «Рассвета на Москве-реке» Мусоргского, романса «Вечерний звон» Чайковского. Творческий импульс придают «Марш» Дунаевского из к\ф «Цирк», «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна. «Свадебный марш» Мендельсона нормализует кровяное давление и сердечную деятельность, а сюита «Пер Гюнт» - сон и работу мозга.

Наш организм изначально наделен порядком, внутренней гармонией, своей собственной музыкой. Он уже есть совершенное музыкальное слово, даже если это слово не осознается большинством из нас. И мы, когда нам удается воспринимать его и почувствовать, становимся причастными к совершенству жизни.

Любая профессия имеет свои особенности, есть свои секреты и у меня. Раскрывать я их не буду, иначе они перестанут быть секретами, скажу только, что любовь к музыке, стремление отдать себя детям, вера в то, что без настоящей музыки нельзя стать гармонично развитым человеком, увлеченность своим делом – этими чувствами я живу постоянно.

Выдающийся музыкальный педагог, автор и составитель многих книг о музыкальном воспитании в школе, ученица В.Н. Шацкой, О.А. Апраксина говорила: «Учитель музыки ведет учебно-воспитательную работу, формирует взгляды, убеждения, вкусы, потребности, идеалы детей».
Мы прекрасно понимаем, что и вкусы, и потребности, и идеалы могут меняться как у детей, так и у педагогов. Связано это с развитием общества, его культуры. Но основой моей профессии всегда остается гуманистическая устремленность и неразрывная связь с музыкальным искусством.

Я считаю, что учитель музыки должен быть хорошим музыкантом. Несомненно, владение музыкальным инструментом, поставленным голосом, тонкий музыкальный слух во многом определяет успех моей деятельности на уроке, а, как известно, качество современного урока в значительной мере определяется еще и активностью учащихся. И проблема активности решается не только благодаря интересному построению урока, многое зависит от индивидуального подхода к каждому ученику. Это – одна из сложнейших задач, ведь я встречаюсь с ребятами один раз в неделю, и сам урок представляет собой фронтальную работу с классом. Поэтому для меня очень важно знать своих учеников, помнить их сильные и слабые стороны, интересы и склонности, оптимистически оценить возможности каждого.

На уроке я всегда стремлюсь к непосредственному общению, использую наводящие вопросы, подсказки вполголоса, одобряющий кивок. Возможности дифференцированного подхода имеются и в сольном пении, и в театрализации, и в индивидуальных работах по прослушиванию произведений. Чтобы ребята, у которых возникают трудности, поверили в свои силы, необходимо отмечать и всячески поддерживать даже самые незначительные успехи в их работе.

Не секрет, что многие из детей посещают музыкальную школу, и, казалось бы, на уроках музыки им должно быть скучно, однако это не так. Эти дети являются моими самыми главными помощниками. Они часто берут на себя проведение фрагментов урока, выступая в роли учителя, и, конечно же, они являются прекрасными исполнителями музыкальных произведений, когда мы представляем себя на концерте юных пианистов.

Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало. Они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие способности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников. К подростковому возрасту у ребят уже складываются собственные вкусы, музыкальные интересы. И содержательный материал урока подбираю с учётом их возрастных особенностей.

В течение последних лет я работаю над темой самообразования «Развитие творческих способностей на уроках музыки». Выбор темы не случаен, так как творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.

В моей работе можно отметить следующие важнейшие стороны:

  • исследовательская (анализ музыкальных произведений и других видов искусств, изучение опыта коллег, анализ собственной работы, изучение методической литературы для профессионального роста и с целью применения ее в своей работе);
  • проектировочная (планирование, пополнение репертуара, распределение учебно-воспитательных задач и т.д.);
  • конструктивная (построение уроков, внеклассных музыкальных занятий);
  • коммуникативная (установление с учащимися взаимоотношений на основе доверия и уважения, завоевание авторитета у них и т.д.);
  • организаторская (практическое решение учебно-воспитательных задач).

А основные задачи музыкального образования и воспитания в современной школе были и остаются следующие:

  • формирование музыкальной культуры учащихся;
  • развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной грамоты;
  • формирование духовной свободы как основы

индивидуальной художественной культуры;

  • развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание музыкального и эстетического вкуса, желание слушать и исполнять музыку;
  • формирование у школьников «национальной широты» музыкального вкуса – стремление знакомиться не только с музыкой своего народа, но и с музыкальной культурой других народов, как с фольклором, так классической и современной;
  • стремление к практическому использованию репертуара, знаний, умений, приобретенных учениками на уроке, в деятельности классного коллектива, в быту, на досуге.

Выполнению всех этих задач мне в работе помогает не только учебная деятельность, но и внеурочная деятельность по предмету – я вот уже четыре года вхожу в состав Совета научно-исследовательского общества «Поиск», и работы моих учениц под моим руководством имели успех на научно-практических конференциях.

Моим детищем являются традиционные школьные фестивали гражданской и военно-патриотической песни, в которых принимают участие ребята 1-х – 11-х классов; не раз мои коллективы участвовали в поселковых и районных мероприятиях.

Также я являюсь классным руководителем в 11 классе, несмотря на то, что преподавание музыки заканчивается в 8-ом, и с уверенностью могу сказать, что между моими ребятами и мной достигнуто полное взаимопонимание и взаимоуважение.

Приятно осознавать, что с годами растет мой авторитет и профессионализм.
В текущем учебном году меня выбрали в Управляющий Совет школы от педагогического коллектива, я впервые приняла участие в профессиональном конкурсе «Учитель года» и добилась желаемого результата.

В довершение хочу сказать, что мною был подготовлен и проведен (довольно успешно) торжественный юбилейный вечер, посвященный
80-летию нашей школы.

И в заключение я вновь хотела бы обратиться к словам Бориса Асафьева, которые служат для меня своеобразным профессиональным ориентиром:
«... Музыкальный педагог в общеобразовательной школе ... должен быть и теоретиком, и регентом, но, в то же время, и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или другую сторону».

 

Скачать Опыт работы Мельниченко ДП.doc (381 Кб), архив RAR (310 Кб)

 

на страницу Итоги конкурса «Учитель Эвенкийского муниципального района (2010)»

на страницу Год учителя



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru