Юлдашева Зульфия Хуббитдиновна

дипломант конкурса

«Учитель года Эвенкийского муниципального района (2010)»

(эссе и опыт работы)


 

Юлдашева Зульфия Хуббитдиновна

Педагог-психолог первой квалификационной категории.

В 1999 году окончила Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева по специальности «Дошкольная педагогика и психология».

В МОУ «Ванаварская средняя общеобразовательная школа» работает с 2005 года.

Награждена Почётной грамотой администрации МОУ «Ванаварская средняя общеобразовательная школа», Почётной грамотой отдела спорта и молодежной политики администрации ЭМР.

Готова поделиться опытом организации проектной деятельности в школе.

Хобби: кулинария.

Девиз, под которым выступает на конкурсе: «Здоровье – это важно! Здоровье – это нужно! Здоровье – это счастье! Здоровье – это жизнь!».

Считает: Победитель конкурса «Учитель года Эвенкийского муниципального района» – это человек, который является примером для коллег, детей и родителей».

 


Эссе «Моя педагогическая концепция»

 

«Научить ребёнка быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он стал счастливым, можно…»
А.С. Макаренко


Моя педагогическая концепция основана на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, я ориентируюсь на его потребности и возможности. Основная задача моей профессиональной деятельности - это организация эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательно-воспитательном процессе.

Вся работа с детьми исходит из принципа «не навреди» и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребёнка. Моя профессиональная деятельность разворачивается внутри и вокруг процесса образования ребёнка, я принимаю ту социальную рамку, в которой осуществляется обучение.

Родители, отдавая своих детей в первый класс, убеждены, что все ниточки развития ребёнка в школе в руках педагога. И для того, чтобы ребёнок стал гармоничной личностью, сотрудничество всех участников образовательного процесса необходимо. Работая совместно с учителями, стараюсь создать благоприятную атмосферу в школе для всего педагогического коллектива. Свою работу строю на доверии, не забывая о профессиональной этике и ответственности. Эффективное сотрудничество с учителями – предметниками, классными руководителями способствует оптимизации контактов с ребятами, их родителями.

Практическая работа требует от меня глубоких знаний возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Моя задача на каждой ступени образования состоит в том, чтобы адаптация детей проходила более безболезненно. Применяемые мной диагностические методы и методики позволяют отслеживать динамику развития от поступления в школу, в течение всего обучения в начальной школе и при переходе к обучению в среднее звено.

При подготовке занятий я стараюсь, чтобы они были интересные и разнообразные. Здесь у меня большой выбор, это и игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, психологические игры и т.д. Ребята очень любят, когда занятия проходят в игровой форме, где они встречаются со сказкой, сопереживают сказочным героям. На моих уроках детям легче осознавать причины своих волнений через сказочные образы. Если атмосфера на моих занятиях живая, непринуждённая, то я знаю, что ребята получили заряд положительных эмоций и помогла им снять напряжение, утомление.

Моя роль как педагога-психолога заключается в том, чтобы умело вовлечь детей в психологическую игру, помочь их взрослению, помочь всем и каждому в отдельности преодолевать трудности и преграды.

В работе со старшеклассниками, которые стоят на пороге взрослой жизни, я помогаю им психологически подготовиться к выбору профессии. И взрослые, и ребята знают, что школой их обучение вряд ли закончится, нужно будет определиться, куда пойти учиться дальше, какую профессию получить. Наши занятия проходят интересно, мы с ребятами обсуждаем, какие профессии на сегодняшней день забыты и почему, подростки с интересом рассказывают о редких или незнакомых профессиях. Обсуждая проблему выбора профессии, мои выпускники понимают, что для того, чтобы реализовать себя, необходимо выбрать такую трудовую деятельность, которая имела бы для каждого из них свой личностный смысл. Эти свои рассуждения хочу закончить словами Сенеки: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

В работе с родителями я вижу повышение уровня родительской компетентности, в активизации роли родителя в создании оптимальных условий развития ребёнка.

Я понимаю, что школа это то место, где дети получают знания, где передаются умения и навыки, идеалы, традиции, и место, где развивается личность ребёнка в целом. Я думаю, очень важно быть рядом с ребёнком в трудной ситуации, вовремя поддержать, вселить в него веру в себя, сопереживать его неудачам, радоваться успехам. Каждое утро, переступив порог родной школы и услышав детские голоса, я учусь не забывать ощущения детства, не отстать от жизни, не постареть и не почувствовать себя всезнающим учителем.

Я знаю, что труд учителя – это каждодневная работа не только с учащимися в школе и вне ее, но и регулярная работа над собой (накопление и обновление знаний передового опыта, приобретение все новых и новых умений и навыков), это постоянная встреча с новыми учениками, классами, ситуациями, овладение методикой, учебным материалом (жизнь ведь не стоит на месте), это систематический контроль над собой (так ли я все сделал, все ли меня поняли, усвоили тему, как мои подопечные к этому отнесутся?).           

Я уверена, что моя профессия поможет многим детям стать более уверенными в себе, гармоничными и счастливыми. Моё профессиональное кредо – передача доброй энергии детям.

февраль 2010


 

Опыт работы учителя учителя музыки,

изобразительного искусства и МХК

МОУ «Ванаварская средняя общеобразовательная школа»

Юлдашевой Зульфии Хуббитдиновны

 

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей»
Д.Пойа

«Здоровье – не всё, но все без здоровья – ничто!»
Сократ.

Я хочу затронуть актуальную в настоящее время тему – здоровье детей.

Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Именно на годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма. В последние годы в школах увеличился объем информационных нагрузок, возросли интенсивность и эмоциональное напряжение учебного процесса. Все это неизбежно приводит к нарушению режима дня школьников, сокращению времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности, что отрицательно сказывается на здоровье обучающихся. Необходимо учитывать также неблагоприятные условия жизни многих семей, отрицательное влияние некоторых экологических факторов, нарушения состояния здоровья, сниженный адаптивный ресурс большинства детей, начинающих учиться в первом классе, и ряд других факторов.

Вопрос заботы о здоровье учащихся требует решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни. К тому же, дети постоянно испытывают психологическое напряжение, различной степени стрессовые проявления в ходе реформирования системы общего образования, что также не способствует сохранению их.

Что же такое здоровье? Здоровье – это не только отсутствие болезни, но это еще способность человека приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям, а также о его адекватности. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения: «Здоровье это: психическое, физическое, социальное благополучие».

В нашей школе проходит своевременная диспансеризация, классные руководители реализуют профилактические программы, организовываются внеурочные спортивные мероприятия, с детьми обсуждаются вопросы здорового образа жизни и степень влияния ЗОЖ на улучшение здоровья школьников.

Для того, чтобы повысить эффективность здоровьесберегающих технологий в ОУ необходимо иметь объективные данные о состоянии здоровья детей с первого класса.

В этом направлении я провожу диагностику готовности детей к школе перед поступлением детей в первый класс и в первом классе я провожу диагностику оценки риска школьной дезадаптации обучающихся на начальном этапе обучения.
 Для определения степени напряжённости функционального состояния обучающихся 1 класса также использую соответствующую диагностику, где за ребёнком наблюдают родители дома и учитель в школе.

Данные результаты дают возможность педагогу и родителям построить индивидуальную программу для адаптации ребёнка к условиям обучения. Таким образом, осуществляется профилактическая работа по поддержке и укреплению психического здоровья детей.
Одним из основных компонентов успеваемости обучающихся является уровень сформированности обшеучебных умений и навыков, что отражается на физическом и психическом здоровье детей.

В начальных классах я использую диагностику сформированности общеучебных умений и навыков, которая дает возможность отслеживать интеллектуальные, организационные и коммуникативные умения и навыки обучающихся. Мониторинг в этом направлении показывает динамику развития учебных навыков и умений детей. Педагоги начальных классов имеют 100% информацию о сформированности общеучебных умений и навыков. Я помогаю педагогам увидеть качественные изменения в развитии ребёнка и определить «пробелы» у ученика или у класса в целом и построить воспитательно-образовательный процесс.

Общеучебные умения обучающихся

2006 год
2 «Б» класс

2007 год
3 «Б» класс

2008 год
4 «Б» класс

Интеллектуальные умения и навыки

61%

72%

82%

Организационные умения и навыки

64%

77%

87 %

Коммуникативные умения и навыки

68%

86%

86%

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
 Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

 В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

 Об адаптации подростков к новым условиям можно говорить, если наблюдается благополучие в 3-х сферах деятельности подростка в школе: учебной деятельности, общении с одноклассниками, общении с учителями. Здесь я использую тест школьной тревожности Филлипса. При анализе общего внутреннего состояния школьника определяются те или иные тревожные синдромы. Тревожность может быть связана с общим эмоциональным состоянием ребёнка, связанные с различными формами его включения в жизнь школы, с развитием его контактов со сверстниками, со страхом самовыражения и т.д.

Переход от одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальным программам развития школьников предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору – все это позитивно сказывается на здоровье школьников.

Я принимаю активное участие в работе инновационной площадки «Индивидуально-ориентированная система обучения», использую автоматизированную самодиагностику КОД автор А.А.Ярулов, результаты моей работы помогают педагогам, работающим по этой системе, отслеживать индивидуальную траекторию развития ученика.

Анализируя полученные результаты можно сделать определённые выводы. Полученные данные показывают сильные стороны внедряемой технологии, имеется положительная динамика, о чем говорят сопоставленные мнения родителей и обучающихся, и те и другие наблюдают позитивные изменения и считают, что данную образовательную технологию следует использовать и дальше.

Переход на профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. С этой целью я провожу в школе курс профориентационной направленности «Человек и профессия». Данный курс помогает учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями интересующей профессии. В процессе работы ребята расширяют свои знания о мире профессий, знакомятся с их классификацией, возможностями подготовки к ним.

В образовательном процессе необходимо постоянное и системное изучение условий обучения, организации педагогического процесса, микроклимата в классе, группе и т.д.

Я возглавляю проектную деятельность в школе. Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса. Для разработки проекта ученику необходимо найти ответы на такие вопросы, как:
– зачем я собираюсь делать этот проект?
– определить цель будущего проекта;
– что для этого следует сделать?
– как это сделать? Определить способы.
– чего он хочет добиться в итоге и представить себе ожидаемый результат.

Только продумав все эти вопросы, он приступает к работе.
Таким образом, проектную деятельность можно рассматривать, как один из немногих видов здоровьесберегающей деятельности в школе.
Проектная деятельность способствует:
– развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (интересная работа и публичная демонстрация её результатов);
– развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;
– решение профориентационных задач.

Совместно с ребятами разрабатываю и представляю проекты. В районном конкурсе социальных проектов в номинации «Школьное и студенческое самоуправление» стала победителем и выиграла грант в сумме 30000 рублей. В рамках реализации проекта «Эверест!» в школе открыл свой занавес кукольный театр под названием «В мире чудес и сказок!». Здесь мы привлекаем подростков 5-7-х классов, где обучающиеся, участвуя в театрализации представлений, проявляют свою индивидуальность, преодолевают комплексы, приобретают социальный статус и роль в обществе.

Совместно с ребятами разработала проект под названием «За жизнь без никотина!». Целью данного проекта является формирование здорового образа жизни в среде школьников и негативного отношения к табакокурению.

Основной идеей нашего следующего проекта «Спорт - это жизнь!» является привлечение жителей нашего посёлка: школьников, родителей, педагогов, руководителей организаций к активным занятиям физической культурой, вызвать интерес к национальным видам спорта, чтобы они задумались о здоровье, о своем будущем, чтобы жизнь стала интересней. Ведь мы жители Севера, и не должны забывать о том, что спорт иногда может быть основным компонентом здорового образа жизни. Национальные виды спорта - одно из средств нравственного, физического и этнокультурного развития личности Эвенкии. Мы готовы предложить молодежи вступить в наш клуб «Авгара» (что значит в переводе с эвенкийского языка – здоровье.)

Разработан и реализован проект «Чистый берег» с одноименной акцией, целью которой было уменьшить воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов по улучшению состояния окружающей среды. В реализации акции «Чистый берег» приняли активное участие ребята школы, педагоги дополнительного образования.

Результатом проведённой акции является:
– привлечение 40% обучающихся среднего и старшего звена школы, педагогов к акции по улучшению окружающей среды посёлка;
– привлечение администрации к акции по улучшению окружающей среды посёлка;
– привлечение внимания общественности к проблеме.

Ещё одним из компонентов здоровьесберегающих технологий является открытие в нашей школе кабинета «БОС – здоровье». На практических занятиях используется тренажер БОС «Дыхание – 2.12» – оздоровительная система, работающая на принципе биологической обратной связи. Целью данных уроков здоровья является нормализация внутреннего физиологического состояния организма. Уроки здоровья помогают ребятам брать себя в руки в трудных ситуациях, например, быть спокойными и сосредоточенными на контрольной или во время экзамена. Внедрение таких уроков в образовательный процесс позволяет решать целый ряд задач: повысить уровень культуры здоровья учащихся и педагогов, сохранить и укрепить своё здоровье, снизить заболеваемость наиболее распространенными заболеваниями, в том числе обусловленными образовательным процессом.
Основными направлениями деятельности по сохранению здоровья обучающихся в школе являются: физкультурно-спортивное, интеллектуальное, организована работа различных секций и кружков. Большое внимание уделяется привлечению подростков «группы риска» к внеклассной работе.
В школьный период закладываются основы не только интеллектуального развития и формирования, но и основы здоровья ребенка, будущего гражданина.

Одна из приоритетных задач школы – воспитание всесторонне развитого человека. А это личность, которая сочетает в себе духовное богатство и нравственную чистоту, но и физическое совершенство. Поэтому современную школу следует рассматривать не только как центр образования, но и как центр здоровья – залог успеха будущего нации.

 

Скачать Опыт работы Юлдашевой ЗХ.doc (533 Кб), архив RAR (466 Кб)

на страницу Итоги конкурса «Учитель Эвенкийского муниципального района (2010)»

на страницу Год учителя



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru